Как стартапу юридически правильно запустить производство hardware-продукта?
Команда Legal Nodes
16.02.21
информация
В Украине количество hardware-проектов значительно меньше, чем software-стартапов. Это достаточно объяснимо — hardware сталкивается с бóльшими сложностями на всех этапах создания своего продукта. Так, от них требуются существенные материальные вложения, R&D, патентование прототипа продукта, выбор места производства и подрядчиков, сертификация в странах экспорта, решение вопросов дистрибуции, уплаты налогов и таможенных сборов и т.п.
Решиться на создание своего бизнеса в сфере hardware может быть сложно, понимания весь массив предстоящей работы. Однако, мы постарались в этой статье структурировать информацию и дать юридический чек-лист того, о чем нужно не забыть позаботиться при запуске своего hardware производства.
1. Создание и патентование хардверной конструкции/устройства
Защищать интеллектуальную собственность (IP) важно и нужно. О некоторых советах, как бизнесу защитить свою IP, мы уже писали ранее на Блоге.
Но если быть краткими — так вы уберегаете свой бизнес от кражи идей и разработок. Например, недобросовестные подрядчики нередко пользуются отсутствием патентов и налаживают собственное производство за спиной у создателя, а конкуренты препятствуют ввозу продукции, регистрируя чужую торговую марку на себя.
Способов зарегистрировать свою разработку существует достаточно много. Можно подавать заявку на изобретение (инновационное средство, с помощью которого по-новому решается какая-либо проблема) либо же на полезную модель (уникальный/новый внешний устройства, без существенных инноваций внутри).
Также рекомендуется регистрировать собственный бренд (торговую марку), под которой продукция поставляется в разные страны. О регистрации торговой марки в Украине подробнее можно прочесть здесь.
Наличие патента показывает серьезность подхода к ведению бизнеса и является убедительным основанием для привлечения инвестиций. Например, достаточно часто создатели hardware продукции подают предварительную заявку в американское патентное ведомство (provisional patent application). Государственные сборы за подачу такой заявки не превышают $300. Так, за год, пока действует provisional patent, можно привлечь достаточные инвестиции и протестировать удачность бизнес-гипотезы.
Если же разработка не имеет коммерческого успеха — не платить далее дорогостоящие сборы за подачу заявки на изобретение (non-provisional patent). Расходы на регистрацию такого изобретения в США могут достигать $30,000 (!), а потому надо быть уверенным в уникальности своей разработки на все 100%.
2. Юридические вопросы выбора производителя hardware-продукции
Поскольку многие страны не обладают достаточными мощностями для производства отдельных видов hardware, часто выбор остается за Китаем. Для сотрудничества с китайскими подрядчиками нужно подготовить двуязычные англо-китайские контракты. Но что должно быть предусмотрено в таких контрактах?
- Договор обязан регулировать вопрос третьего лица, которое сделает quality check. То есть проверит тестовую партию на соответствие зафиксированным в контракте требованиям к продукту и нуждам заказчика/пользователя, его работоспособность, качество материалов и т.п.
- Отдельный раздел договора нужно посвятить вопросам интеллектуальной собственности. Так, нужно прописать, что все права на устройства остаются за заказчиком, и тем самым предупредить дальнейшее производство подделок.
- Положения о способе доставки (с помощью авиасообщения, морскими контейнерными перевозками или крупногабаритным транспортом) и складе поставки — необходимые элементы указанного контракта. При чем эти пункты должны быть выписаны максимально подробно, вплоть до температуры и крайних значениях влажности в контейнерах, и учитывать особенности вашего hardware.
- Учитывая сложности и возможный травматизм на производстве, в договоре стоит указать, что именно подрядчик отвечает за технику безопасности и соответствие трудовому законодательству. Это обезопасит вас от возможных репутационных рисков.
- Существенные условия договора, без которых договор не будет считаться заключенным. Среди них информация о том, что производится, по какой цене, чему должен соответствовать готовый hardware продукт (ТЗ, стандарт), кто ответственный за закупку материалов.
3. Доставка готовой партии hardware продукции
3.1. Комплаенс
После доставки первым моментом нужно учесть требования законодательства по готовой продукции. При чем проверить соответствие придется с положениями законов и директив всех стран, куда осуществляется экспорт товара.
Так, различные виды hardware требуют разных сертификаций и авторизаций. Например, поставляемый в США товар должен учитывать разъяснения Национального института стандартов и технологий (NIST), если же это e-health девайс — получить сертификацию в Управлении по санитарному надзору за качеством продуктов и медикаментов (FDA).
И это еще не всё! На самой коробке и содержании коробки должна быть указана такая информация и дисклеймеры:
— страна происхождения товара;
— точное название товара;
— наименования и место ведение бизнеса производителя, упаковщика и дистрибьютора;
— месяц и год производства;
— вес, объем товара (для США — дублируем в местных единицах измерения);
— уведомление о огнеопасной природе товара или если в комплектацию входят маленькие детали, которые представляют опасность – о риске задохнуться;
— и другие требования.
Подобные обязательства существуют также и в Европе.
3.2. Налоговые и таможенные вопросы
В этом аспекте hardware стартапу нужно проанализировать, где будет возникать НДС, таможенные нюансы всех стран экспорта и размер таможенных сборов. Налоговая консультация также поможет понять, где возможны налоговые и таможенные льготы для вашего товара, что, в свою очередь, позволить увеличить маржинальность продаваемой продукции.
4. Дистрибуция готового hardware продукта
Что касается реализации вашего продукта, то отдельным пунктом юридического чек-листа является подписание договоров на дистрибуцию товара. В этих соглашениях стоит обращать внимание на положения об «эксклюзивности» дистрибуции и указывать цены на реализуемый товар с учетом требований антимонопольного законодательства.
Если же выбор пал на продажи hardware через собственный сайт, то в таком случае сайт приравнивается к интернет-магазину, а значит обязан отвечать требованиям e-commerce (например, касательно защиты прав потребителей).
Если у вас есть дополнительные вопросы по юридическим моментам запуска своего hardware производства — вы всегда можете получить консультацию от юристов Legal Nodes по этой ссылке. Как насчет БЕСПЛАТНОЙ ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИИ?